Ваш начальник относится к вам с точки зрения теории х или y?
Взаимоотношения коллектива и начальника могут заметно отличаться. Если отношения не сложились – работа в одной команде для одной из сторон может превратиться в сущий ад.
Во многом взаимоотношения зависят от того, с какой позиции смотрит на своих подчиненных руководитель. Помимо личностных и деловых отношений, от выбранной позиции зависит и способ мотивации сотрудников.
Существует несколько теорий взаимоотношений, одну из них в середине ХХ столетия предложил американский психолог Дуглас МакГрегор.
По его теории, менеджеры смотрят на своих подчиненных:
- Положительно (теория Y). В этом случае руководитель считает, что для сотрудников работа является важным естественным занятием. Работники (а не только начальник) умеют контролировать себя и могут сами принимать правильные решения и организовывать свою работу. Мало того, сотрудники сами стремятся брать на себя ответственность.
- Отрицательно (теория Х). Приверженцы такой теории уверены, что работники по своей натуре ленивы и стремятся изо всех сил уклониться от обязанностей, а это значит, что их необходимо постоянно контролировать и наказывать. Подчиненные не хотят брать на себя никакой ответственности, поэтому любое действие должно сопровождаться официальными распоряжениями. Согласно этой теории, большинство работников лишены какого-либо честолюбия.
Как показывает мировая практика, большинство менеджеров придерживаются отрицательной теории и действуют соответствующе, используя «метод кнута».
Руководство, которое считает своих сотрудников безответственными (теория Х), использует ограниченные инструменты мотивации – материальное вознаграждение (например, премии) или финансовое наказание (штрафы).
Управленцы, которые видят в своих подчиненных добросовестных инициативных людей, применяют более широкий спектр инструментов мотивации. Помимо денежного вознаграждения, работа в компаниях, где директор придерживается позиции теории Y, как правило, больше благоприятствует профессиональному и творческому росту личности.
Если говорить конкретно о способах и инструментах мотивации, для начала стоит вспомнить, что различают финансовые и нефинансовые факторы. К первым относятся премии и другие материальные вознаграждения, ко вторым – продвижение по служебной лестнице, награждение памятными знаками, содействие в повышении квалификации и так далее.
За рубежом некоторые компании, понимая, что у сотрудников просто физически не хватает времени на выполнение домашней работы, предлагают им реальную помощь, например, за свой счет нанимают мастера, который по заказам сотрудников осуществляет ремонт бытовой техники.