Ваш начальник относится к вам с точки зрения теории х или y?

Взаимоотношения коллектива и начальника могут заметно отличаться. Если отношения не сложились – работа в одной команде для одной из сторон может превратиться в сущий ад.

Во многом взаимоотношения зависят от того, с какой позиции смотрит на своих подчиненных руководитель. Помимо личностных и деловых отношений, от выбранной позиции зависит и способ мотивации сотрудников.

Существует несколько теорий взаимоотношений, одну из них в середине ХХ столетия предложил американский психолог Дуглас МакГрегор.

Теория мотивации американский психолога Дугласа МакГрегора

По его теории, менеджеры смотрят на своих подчиненных:

  • Положительно (теория Y). В этом случае руководитель считает, что для сотрудников работа является важным естественным занятием. Работники (а не только начальник) умеют контролировать себя и могут сами принимать правильные решения и организовывать свою работу. Мало того, сотрудники сами стремятся брать на себя ответственность.
  • Отрицательно (теория Х). Приверженцы такой теории уверены, что работники  по своей натуре ленивы и стремятся изо всех сил уклониться от обязанностей, а это значит, что их необходимо постоянно контролировать и наказывать. Подчиненные не хотят брать на себя никакой ответственности, поэтому любое действие должно сопровождаться официальными распоряжениями. Согласно этой теории, большинство работников лишены какого-либо честолюбия.

Как показывает мировая практика, большинство менеджеров придерживаются отрицательной теории и действуют соответствующе, используя «метод кнута».

Руководство, которое считает своих сотрудников безответственными (теория Х), использует ограниченные инструменты мотивации – материальное вознаграждение (например, премии) или финансовое наказание (штрафы).

Управленцы, которые видят в своих подчиненных добросовестных инициативных людей, применяют более широкий спектр инструментов мотивации. Помимо денежного вознаграждения, работа в компаниях, где директор придерживается позиции теории Y, как правило, больше благоприятствует профессиональному и творческому росту личности.

Если говорить конкретно о способах и инструментах мотивации, для начала стоит вспомнить, что различают финансовые и нефинансовые факторы. К первым относятся премии и другие материальные вознаграждения, ко вторым – продвижение по служебной лестнице, награждение памятными знаками, содействие в повышении квалификации и так далее.

За рубежом некоторые компании, понимая, что у сотрудников просто физически не хватает времени на выполнение домашней работы, предлагают им реальную помощь, например, за свой счет нанимают мастера, который по заказам сотрудников осуществляет ремонт бытовой техники.

Видео

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...